Новоаганское МБДОУ ДСКВ "Снежинка"

Для родителей

 Статья 1. Первый раз в Детский Сад!

 Для начала нужно признать, что период этот непростой не только для Вашей крохи, но и для всей семьи. Очень обманчивыми могут оказаться первые дни, когда малыш увлечен новыми игрушками и до конца не понимает, что это "всерьез и надолго". "Мы так хорошо начинали,  с удовольствием шел в садик в первые дни, может что-то случилось, тебя кто-то обидел?" Родители думают, что ребенок уже привык, но адаптация еще впереди. Маленькому человеку очень сложно, во-первых, принять новую систему правил, зачастую не имеющую логического обоснования даже для взрослого человека. Во-вторых, понять и поверить, что родители любят его не меньше, чем раньше и обязательно придут за ним. И, в-третьих, привыкнуть самостоятельно засыпать, кушать в незнакомой обстановке и ходить в туалет по другим правилам  (отличающихся от домашних). Преимущество нашего домашнего детского садика в том, что наш сад приближен к домашней обстановке, где с Вашими детками будут заниматься опытные педагоги, психологи, воспитатели, помогающие адаптироваться Вашему чаду безболезненно и радостно!

Готовимся правильно!

* Уточняем режим дня и меню в садике. Дома переходим на похожее меню заранее.
* Узнаем, высаживают ли ребенка на горшок, как и когда это делается, проигрываем эту ситуацию несколько раз дома. Еще лучше - в гостях попросить чужого человека(например приятельницу)сводить малыша в туалет, ведь именно такая ситуация ожидает его в скором времени.
* Учим ребенка самостоятельно засыпать. Лучше всего выработать какой-то ритуал отхода ко сну, что-то привычное должно помочь крохе расслабиться, так что хорошо бы договориться с воспитателем брать любимую игрушку с собой в постель.

* Учим ребенка навыкам самообслуживания (в частном саду за Вас это делают педагоги)

* Прививаем навыки общения не только с детьми, но и с взрослыми
* Закаливаем ребенка

Подробно и позитивно рассказываем о том, что малыш будет делать в садике, никогда не допускаем негативных реплик о садике в его присутствии
* Заранее приучаем ребенка к маленьким разлукам, объясняем, куда и зачем мы уходим, когда вернемся

* Ходим в гости по утрам, в группы развития, активно общаемся и пр.
* Покупаем ребенку новый рюкзачок, сандалики и др. атрибуты для садика
* Играем в "садик", рассказываем, как сами ходили в такой же (только позитивное)

В период адаптации

* Организуем спокойный и уверенный уход. Тревога на нашем лице или слезы могут испугать ребенка. Не спрашиваем разрешения уйти. 
* Сочувствуем малышу при утреннем расставании, ведь он переживает по-настоящему! Прижимаем к себе, гладим, обнимаем и целуем.
* Уменьшаем нагрузку на нервную систему ребенка: меньше телевизора, гостей, пораньше спать и пр.

* После садика организуем игры на снятие напряжения, например бодиард с использованием воды, пены или активные тактильные игры.
* Стараемся увеличить тактильный контакт с ребенком, чтобы компенсировать его отсутствие в период пребывания в садике.
* Организуем "разгрузочные" дни (когда забираем малыша пораньше или вообще прогуливаем 1 день в садике).

* Организуем качественное общение дома. Придумываем свои собственные ритуалы, например, читать на ночь книжку, в выходные посещать парк и т.д. Это для ребенка своеобразные точки стабильности (приучение к режиму).

* Применяем технику активного слушания, объясняем малышу то, что он чувствует, говорим, что любим его также сильно как и раньше
* Играем "в садик". В игре ребенок расскажет и покажет нам все, что происходит в садике.

* Никогда не опаздываем, забирая ребенка из садика
* Иногда приносим своей любимой детке маленькие сюрпризы, так малыш будет знать, что мы помним о нем в период отсутствия
* Поддерживаем иммунитет ребенка, например, даем ему бифидо- и лактобактерии в первые два-три месяца.

* Рассказываем сказки о маленьком зайчике (медвежонке, мальчике), который боялся ходить в детский сад, а потом подружился, научился, достиг...
* Не используем следующие фразы: "ты уже большая (ой), как не стыдно плакать", "если будешь так реветь уйду вообще", "не пускаешь меня, значит не будет денег на новые машинки (куклы)".

* Не обманываем ребенка, не подводим его, выполняем обещания. Выполняем все поручения воспитателя!

Таким образом, мы выяснили, что детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Для малыша это будет первым расставанием с близкими людьми, следовательно, первым большим испытанием, которое он встретит самостоятельно. Даже если Ваш ребенок уравновешен, весел и с ним не возникает никаких проблем, его надо подготовить к посещению садика. Обычно адаптация проходит быстро, однако к поступлению ребенка надо готовить, чтобы стресс не был болезненным.

Свое решение о посещении детского сада надо сообщить малышу с радостью, преподнести ему это как награду: "Ты у меня уже достаточно вырос, ты пойдешь в садик, у тебя будет много друзей. Воспитатель тебе даст цветные карандаши, краски, ты будешь рисовать красивые рисунки, а потом ты покажешь их мне". 

Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет покупать их вместе с Вами. 

Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома, без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом -  и шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки приготовьте водолазк, вместо кофты - свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным. 

Продумайте, кто будет приводить и уводить ребенка. В первые дни это обязательно будет делать конечно же, мама.

Накануне напомните малышу, что завтра он идет в группу, и ответьте на все вопросы ребенка.

После того как ребенок освоился, уходя обязательно попрощайтесь с ним и уточните, во сколько Вы его заберете. Например: "Ты пообедаешь, и я за тобой приду". В противном случае ребенок не сможет сосредоточенно заниматься чем-либо, поскольку будет без конца оглядываться, проверяя, тут ли его мама.

В первые два-три дня приходите за ним пораньше, желательно сразу после обеда.

В конце дня, приходя за ребенком, старайтесь не опазывать. Если все дети уже разошлись по домам, а Ваш остался один в детском саду, он обязательно почувствует себя забытым.

Не следует рассказывать ребенку о том, что интересного случилось, пока он был в группе, иначе малыш может решить, что самое интересное происходит без него.

Дома необходимо создать спокойную обстановку, чтобы ребенок мог передохнуть, приходя из детского сада: ведь там он  расходует много энергии как эмоциональной, так и физической, переполняется впечатлениями, новыми сведениями и к вечеру устает.

Пусть после ужина он занимается тихими играми, побудет один немного, успокоится. Любые гости, даже если это Ваши друзья, будут для него помехой, потому что он устал от общества чужих людей. А если Вы посвятите малышу немного времени, ему будет хорошо - он так соскучился по родителям.

Необходимо постоянно проявлять интерес к его делам, внимательно выслушивать все, что он Вам будет рассказывать о садике. И храните его рисунки и поделки, которые он принесет домой. Помните: любознательность и энтузиазм ребенка зарождаются и поддерживаются с помощью любви и поощрения.

Если ребенок захочет отнести воспитательнице подарок, поддержите его желание. Если ему захочется привести к себе домой своего маленького друга по детскому саду, считайте, что для Вашего ребенка уже нет разницы между его жизнью дома и жизнью в саду.

  Принимать ли всерьез слезы ребенка при расставании? Многие дети, которые довольны своей жизнью в группе, с трудом могут перенести сам момент расставания с мамой. Если ребенок эмоционально напряжен и напряжение возрастает, посоветуйтесь с воспитателем, может быть, она сразу, как только ребенок появится в группе, даст ему интересное дело. Тогда он будет занят важной и интересной работой и отвлечется от неприятной ситуации прощания. Если это не помогает, пусть ребенка провожает в детский сад другой родитель.

Полная адаптация ребенка к детскому саду обычно наступает через два-три месяца. В течение всего этого периода родителям надо быть очень осторожным, чтобы у малыша не сложилось впечатление, что с его прежней додетсадовской жизнью покончено навсегда.

Постарайтесь установить дружеские отношения с вопитателями детского сада, регулярно беседовать с ними. Они наверняка расскажут Вам о ребенке то, чего Вы не знаете.  В саду дети часто говорят о том, что их беспокоит. Это позволит Вам своевременно отреагировать на возникшие у Вашего ребенка трудности.

* * *

Не забывайте, что ребенок будет общительным, если сами родители общительные. И быстрее переживет период адаптации, если будет чувствовать, как сильно поддерживает его вся семья!

Продуманный, хорошо организованный домашний детский сад, где в группе не 25 человек, а 7-10 и где воспитатели — не мамочки, желающие устроить своих деток, а профессионалы, где работают с каждым ребенком  и, если нужно, семьей, индивидуально, это отличное начало для вхождения ребенка в детский коллектив.


Статья 2. Дисциплина

f23c19372bcfe7f66ef48090beead199.jpgПоложительное подкрепление - один из самых приятных способов воспитания. Однако подходит он не всем детям, и прежде чем начать его применять, лучше всего проконсультироваться с детским психологом. Но некоторые моменты все же стоит взять на заметку.


Наиболее эффективен этот способ именно в раннем возрасте. Все, что вам нужно, это не замечать незначительных проступков, поощряя хорошее поведение. Обращайте внимание на все - на помощь родным и близким, на сочувствие, инициативу, любые проявления удачного сотрудничества со старшими. 
Отметить это можно как словом, так и делом (походом в зоопарк или любимым фруктом, но не покупкой игрушки!).


Если ребенку уже около 4 лет, то вы вполне можете поощрять его хорошее поведение следующим образом. Повесьте на видное место лист бумаги или поставьте доску. За каждое верно выполненное действие ребенок получает балл (звездочку, треугольник; отметка может быть любой). В конце дня по количеству этих баллов выдается определенный бонус. С маленькими детьми нежелательно оттягивание поощрения на несколько дней, с более старшими это вполне возможно. Также хорошо дать ребенку «почувствовать» эти баллы, то есть использовать жетоны, камешки или любые одинаковые предметы, которые он может потрогать. При отрицательном поведении жетон (балл) забирается (стирается).


Применение этого метода позволяет повысить инициативу, активность, ответственность и улучшить навыки социального общения. Хорошо его использовать в случае, если ребенок гиперактивен.

***

Статья 3. Капризы за обедом

13d9442745173dbc881a4af4f1e2764a.jpg«Иди ужинать!», - доносится с кухни мамин голос. Но вот незадача: если раньше из комнаты доносился топот маленьких ножек, то сейчас слышится либо недовольное: «Не пойду!», «Потом!», либо тишина в ответ, словно никто никого и не звал. Что же произошло?



Во-первых, не бейте тревогу, а уж тем более не начинайте уговаривать или заставлять. «А что же тогда делать?», - спросите вы. Все просто: заинтересовывать. Только не стоит прибегать к стандартному «ложку за маму, ложку за папу». Поверьте, это, как правило, не работает.


Почти все родители хотят, чтобы ребенок питался правильно. Зачастую они увлекаются и пичкают детей «правильными» продуктами до умопомрачения. Небесполезным будет узнать норму потребления продуктов у участкового врача-терапевта, ориентированную на возрастную группу малыша. Вы вполне можете дополнять и немного изменять ее, в зависимости от его вкусовых предпочтений. Хотя, и тут увлекаться не стоит: замена мяса сардельками или сосисками, а сока кока-колой тоже ни к чему хорошему не приведут.


А теперь, давайте разнообразим привычную пищу. Нелюбимая всеми манная каша? Тогда с фруктами или ягодами. Надоевшее молоко? Тогда с соком. Не работает? Давайте играть! Любому ребенку, вне зависимости от того, мальчик это или девочка, интересен процесс приготовления еды. Мы постоянно отгоняем детей от плиты: «Отойди, горячее. Обожжешься!», когда можно просто-напросто встать рядышком и проследить. Смело пользуйтесь его любопытством и желанием помочь: блюдо, сделанное самостоятельно, будет съедено "на ура".


Наверняка ваш ребенок любит каких-то сказочных героев, будь то Колобок или Красная Шапочка. Импровизируйте: это должен быть не суп в тарелке, а озеро, в котором плавают лебеди из сказки, не картофельное пюре с мясом и овощами, а белые облака и заколдованный лес. И вовсе не надо обладать навыками шеф-повара, достаточно лишь подключить воображение.

 
Доверяйте чаду во вкусовых предпочтениях и долго не настаивайте. Просто попробуйте спросить: «Если ты не хочешь эту еду, то какую хочешь?». Во многих случаях, это спасает ситуацию. Как только родители перестают ссориться с сыновьями и дочерьми из-за приемов пищи, детей самих начинает тянуть на полезные блюда.

***

Статья 4. Он не слушается. Наказывать или нет?

53706f924e4a1faeb183adb2caf4c79e.jpgКак бы нам не хотелось, но совсем без наказания обойтись не получается. Главное, все-таки правильно уяснить для себя это понятие. Мы вовсе не призываем брать в руки ремень и ставить в угол. Мало того, советуем всячески воздержаться от подобных методов воспитания, потому как ничего, кроме отрицательных последствий, это за собой не повлечет.


Наказывая ребенка, родители ни в коем случае не должны терять контроль над собой. Ребенок разозлится, может просто пойти «против системы» и начать действовать от обратного. А унижающие наказания сделают детей бесчувственными и беспомощными.


Любое наказание должно быть обоснованным! Вы должны четко объяснить, почему и за что наказываете и рассказать, как нужно было сделать на самом деле и почему. Удостоверьтесь, что он понял вашу позицию. Вы можете посадить ребенка в отдельное место и дать ему строго определенное время на размышление (около 5 минут). В связи с тем, что у него отсутствует ощущение времени, лучше всего поставить рядом таймер. Главное, не ставить в угол и не сажать на кровать, на которой он спит - спальное место перестанет ассоциироваться у него с комфортом, и вы спровоцируете проблемы с засыпанием.


Если у вас очень теплые и доверительные отношения с ребенком, то вам вполне подойдет следующий способ. Вы можете наказывать тем, что будете более сдержанно проявлять свои чувства. Дети всегда стремятся к одобрению своих действий, поэтому очень переживают то, что им делают замечания.
Возьмите себе за правило, что наказание должно следовать сразу после проступка. Не ставьте своей целью озлобление маленького человека, а уж тем более террор.


Если же проступки повторяются, постарайтесь добраться до первопричины. Не является ли это отражением модели родительского поведения? К примеру, если вы сами не убираете свои вещи, но стараетесь приучить ребенка к порядку, то у вас вряд ли что-то выйдет.

***

Статья 5. Если малыш дерется с мамой


d45c89fb62c1bf8c37a3d9dc651b1742.jpgС ранних лет мы растем в сознании, что большое всегда важнее маленького. Ребенок радуется, услышав, как он подрос за лето, его манят высокие горки на детской площадке, на качелях обязательно хочется долететь до верхушек деревьев, он торопится доесть свой завтрак, чтобы стать большим как папа. Он восхищается и уважает этот большой мир, и знает, что всякий раз, когда мир не хочет быть с ним заодно, ему придется уступить. Но однажды терпение наших маленьких мудрецов иссякает, и изящный кулачок решительно поражает взрослого противника. 

Подходы, а не решения 
Что же такое исключительное происходит с ребенком, растущим в любящей семье, где все доверяют друг другу, заботятся о каждом члене семьи, когда в один прекрасный день ваш добрый малыш начинает все крушить на своем пути, и в первую очередь достается родителям. Если подобные вопросы периодически приходят к вам в голову, поверьте, вы далеко не одиноки: автор этих строк тоже вкушал «прелести» подобного поведения со стороны дочери. Коль уж так получилось, будем вместе искать дорогу к «миру». Потому что готовых рецептов для решения проблем не существует. 

Согласитесь, что многочисленные сторонние замечания типа: «Вам следовало бы быть построже…», «Вы слишком много «возитесь» с ней…», слишком бесполезны, хотя бы потому, что даются они постфактум, и хорош ли «рецепт» такого категоричного подхода уже не проверить. Причем порой эти советы поражают своей чудовищностью. «Ударь его посильнее – и ребенок никогда не захочет повторить это вновь». Поэтому, когда ваш забияка накидывается на вас с кулаками и репликами «Уйди, я тебя не люблю!», не впадайте в панику, успокойтесь и запаситесь терпением. 

Главная мишень - мама 
Успокоились? Вот теперь, в спокойном расположении духа и подумаем, на кого чаще других ребенок бросается с кулаками. Главной «жертвой», как это не удивительно, чаще других бывает мама. Значит, именно мамино поведение влияет на сложившуюся ситуацию. И российские, и зарубежные психологи утверждают, что вспышка агрессии, направленная в сторону любимой мамы, означает, что малыш не в состоянии справиться со своими отрицательными эмоциями, со своим неудовольствием, и таким «странным» образом он просит маму о помощи. 

У двух-, трехлетнего ребенка из-за отсутствия достаточного опыта не получаются еще очень многие вещи, и это, несомненно, расстраивает кроху, который таким способом призывает маму на помощь: «Разве ты не видишь, я нуждаюсь в тебе!» 

Такие же сцены можно наблюдать вследствие вполне справедливого запрещения каких-либо действий, к примеру - в целях безопасности. А кто является этим заботливым родителем, устанавливающим запреты и ограничения? Конечно же, мама. 

Мы пестуем, заслоняем от боли, указываем и советуем, поправляем и поучаем, и все это делаем в искренней любви. Как следствие любимая и любящая мама, способная наилучшим образом удовлетворить потребности малыша, из-за неведения причины боли и беспокойства или неосуществления какого-либо значимого желания становится инициатором неприятных переживаний, то есть главной мишенью. Поэтому приступы враждебного поведения в столь юном возрасте практически неизбежны и являются закономерным этапом становления личности ребенка в период осознания своего «Я». 

Дорога к «миру» 

Задача родителей - не подавлять приступы агрессии, а учить ребенка признавать свой гнев, свои чувства и выражать их в словесной форме. Поэтому не стоит ругать и наказывать ребенка за драчливость. Он не виноват в том, что НЕ НАУЧИЛСЯ выражать недовольство словами. А учится он, глядя на нас: как мы выражаем свои негативные эмоции – криком или конструктивным диалогом. 

После того, как вы успокоились и пообещали себе запастись терпением, определитесь с постоянством относительно дозволенного и недозволенного: что будем изживать, прибегнув к чувству юмора, а что – настойчиво пресекать. 

Если задиристый кулачок в очередной раз летит в вашу сторону, то ваша реакция должна быть краткой и точной: попытайтесь поймать руку и отвести ее в сторону, и отойдите от забияки. После того как он слегка успокоится, следует озвучить свои чувства и возможные эмоции малыша, которые спровоцировали «побоище». Не стоит обманывать обидчика и «уговаривать» себя, что «зайчик не хотел обидеть свою маму». Именно в эту секунду очень даже хотел, поэтому не вводите ребенка в заблуждение относительно его эмоций. Честно скажите, что вам больно, и вы никому не разрешаете так поступать с собой (а не «ты не можешь поднимать на меня руку»). То есть говорите о своих чувствах, а не выносите оценку действиям ребенка. 

Признайтесь малышу, что и вы временами злитесь на него, хотя очень его любите. Это поможет вам объяснить сыну или дочери, что сердиться друг на друга могут и любящие люди, и, что вы признаете право ребенка на негативные эмоции. Ведь наша цель - научить маленького человека управлять своими эмоциями и уметь выражать их словами. 

Око за око? 
Если вы все же решительно настроены наказать  ребенка, то лишайте его хорошего, а не делайте плохого. И не растягивайте наказание на целый день, ребенок быстро забудет причину, по которой «сегодня мама не будет читать интересную сказку». А если на гнев малыша мать ответит бурной вспышкой негодования и криком? Ребенок не услышит вас, в эти минуты он только чувствует, что его выкидывают из своего сердца, лишая расположения. Чужой, одинокий – вокруг пустота. Есть только угрозы, упреки и более существенные меры. Вот так и образуется порочный круг. Чтобы его разорвать, взрослым требуется контролировать силу «выплеска» прежде всего своих эмоций, и не только в разговорах с ребенком. Наблюдая за нами, малыши приобретают свой первый опыт восприятия мира и людей.

***

Статья 6. Полезные советы по развитию и воспитанию детей

 n5k3v7h0_BeautyKid1.JPG

 1. Как можно чаще говорите ребенку, что он Вам дорог и Вы его любите!

2. Уважайте своего ребенка и принимайте его таким, каков он есть.

3. Обнимайте малыша как минимум несколько раз в день!

4. Избегайте непрерывных одергиваний и запретов. Старайтесь говорить спокойно и медленно.

5. Игра ребенка должна быть со смыслом, иметь какую-либо обучающую цель.

6. Поощряйте малыша за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

7. Оберегайте ребенка от переутомления. Ваш ребенок нуждается в режиме и распорядке дня.

8. Реагируйте на любые позитивные сдвиги в обучении и поведении ребенка, какими незначительными они не были.

9. Отделяйте поведение ребенка, которое Вам не нравится, от его личности. Например: «Я люблю тебя. Я только не люблю, когда ты разбрасываешь игрушки по всему дому!»

10. Если Вы даете ребенку поручения, следите за их выполнением, поощряйте и признавайте его старания.

11. В семье недопустимы разногласия в вопросах воспитания.

Мы надеемся что эти советы помогут вам в воспитании и обучении Вашего ребенка!


26 марта 2013 в 20:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.